Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История, являясь одной из гуманитарных наук, занимает одно из значительных мест в системе научного знания. Это коллективная память народов и наций. Длительный период история развивалась как часть мифологии, религии, литературы, географии, философии, но современная историческая наука является одной из важнейших наук современности, Каждый из нас сталкивается с историей каждый день, ведь все газетные статьи, телевизионные передачи (за исключением прямых репортажей) это уже история. Знание истории необходимо современному человеку, чтобы путем анализа событий прошлого позволить себе моделировать жизнь, опираясь на чужие ошибки, не совершая свои.
Целью нашей работы является изучение специфики истории как науки.
Задачи:
- ознакомление с особенностями объекта и предмета исторической науки, ее целей, форм и методов;
- анализ существующих теорий исторического развития;
- формулирование сущности понятия «исторический источник», классификация исторических источников.
Объект исследования – история как наука.
Предмет исследования – специфические особенности истории как науки.
Для достижения цели использовались теоретические методы: анализ учебной и научной литературы, обобщение, сравнение.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. История как наука: предмет, цели, методы изучения, сущность, формы и функции исторического знания
Современные трактовки понятия «история» различны, например, можно привести три семантически отличных определения: 1) рассказ о прошлом; 2) последовательное развитие действительности; 3) наука, изучающая прошлое.[1]
История – наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции. Многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут успешно решаться только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития.
Большой толковый словарь русского языка толкует историю как науку, изучающую прошлое человечества, развитие различных областей природы, культуры, знания. Термин «история» произошёл от греческого «ίστορία», что значит – исследование, повествование, ίστορέω – стараюсь разузнать, ίστωρ – знаток, свидетель. [2]
Признаком истории как всякой научной дисциплины является присутствие объекта познания и его предмета. Но при определении объекта и предмета истории как науки часто возникают сложности, на что обращают внимание многие методологи (И.Д. Ковальченко, В.О. Ключевский, И.В. Побережников и др.). Серьезные расхождения между сторонниками различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса. [1]
Объект изучения истории как науки, по мнению А.В. Малинова, – общество и человек, материальные и духовные результаты его деятельности. Это синоним исторической реальности, ушедшей в прошлое, или современной историку среды, а предмет – часть объекта. [9]
Объект с позиции И.Д. Ковальченко – совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. [7]
Важной, по нашему мнению, является позиция Б.Г. Могильницкого, поддерживаемая Ю.С. Репинецкой и заключаемая в том, что объект исторического исследования и его предмет не появляются из ниоткуда. Общество выдвигает новые потребности к познанию прошлого, появляются и новые объекты его исторического исследования. Объект связан с его субъектом-историком и определяется современной историку культурно-исторической ситуацией. В познании его выражается потребность того времени, к которому принадлежит познающий субъект. [7]
Проблему определения предмета исторического исследования подробно рассматривает И.В. Побережников. Он считает, что «историка интересуют объективные и субъективные регулятивы, организующие историческую действительность, а также роль случая, порождающего единичные, уникальные тексты и окказиональные поступки». [6, с. 406]
Своеобразную точку зрения на предмет истории содержит научная школа В.О. Ключевского. Ученый подчеркивает, что в исторической науке можно выделить два предмета исследования. Например, предметом истории является развитие, совершенствование личности и социума, т.е. накопление знаний, опыта, цивилизационных достижений и пр., воздействующих на взаимодействие акторов. Под другим предметом исторического внимания В.О. Ключевский выделяет природу и действие сил, созидающих и направляющих сообщество людей, постижение признаков и действия этих сил, анализ структуры и развития социума. Т.е. наука разделяется на две области знания: историческую социологию и историю цивилизации. Социологический аспект выражает общее и закономерное в истории, а задача цивилизационной точки зрения – описание особенных, индивидуальных явлений. Оба аспекта у него дополняют друг друга. [4]
Таким образом, история рассматривает процесс динамичного развития общества в целом, анализирует совокупность